№ 12 (февраль 2003)

Тестирование - реальная оценка знаний

Черных А.И. - директор филиала центра тестирования МО РФ при КубГТУ. В течение пяти лет возглавляет работу по организации и проведению Всероссийского централизованного тестирования в КубГТУ. В 2001 г. награжден Почетным знаком I степени за большие заслуги в организации и проведении массовых процедур оценки учебных достижений учащихся.

В школах страны учебный год вступил во вторую половину, а для сегодняшних одиннадцатиклассников - в завершающую фазу. Для них он очень труден и является решающим. От этого года во многом зависит, как сложится их дальнейшая жизнь... Выпускникам школ очень важно не только приобрести хорошие прочные знания по всем предметам, но и получить их объективную оценку.

К сожалению, оценки, получаемые учащимися в школе, далеко не всегда отражают уровень их знаний. Как показали исследования объективности оценивания знаний у нас и за рубежом, разброс отметок в различных ситуациях за один и тот же ответ может быть от "двух" до "пяти".

Влияние субъективного фактора существенно снижается при тестовом контроле знаний учащихся. Это и обусловило быстрое вхождение в жизнь централизованного тестирования (ЦТ), проводимого под руководством центра тестирования МО РФ, филиалы и представительства которого созданы практически во всех регионах страны. Тысячи школьников ежегодно проходят централизованное тестирование в целях проверки своих знаний и получения их объективной оценки.

Тестирование учащихся, несомненно, оказывает положительное влияние и на повышение качества обучения в школах. Благодаря ему учителя получили возможность сравнить школьные оценки с оценками независимыми, полученными стандартизированными измерителями, а это, в свою очередь, заставило их строже подходить как к оцениванию, так и к обучению, более внимательно пересматривать программы, содержание и методики обучения, выявлять разделы программ, наиболее плохо усваиваемые школьниками.

Для выпускников школ и средних специальных учебных заведений централизованное тестирование - это прежде всего объективная оценка их знаний, а также возможность еще задолго до окончания школы сделать попытку успешно сдать вступительные экзамены в вуз. Это и предопределило стремительный ежегодный рост числа абитуриентов, принимающих участие в централизованном тестировании.

Так, можно провести сравнительный анализ количества участников централизованного тестирования, проводившегося в КубГТУ. Если в 1999 году их число было только 3150, то в 2000-м эта цифра возросла более чем в 2,5 раза, в 2001 году - 12600, а 2002-м уже свыше 15 тысяч. Такая же ситуация характерна и для других регионов страны.

Методика централизованного тестирования стала основой для разработки единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах. Уже два года в ряде регионов страны проводится эксперимент по приему выпускных экзаменов в школах в виде ЕГЭ. По мнению большинства специалистов, он имеет положительные результаты. В этом году право участия в эксперименте получили 48 регионов страны, в частности и наш край.

ЕГЭ будет проводиться по 4 предметам: математике, русскому языку, химии и биологии. Все выпускники школ в обязательном порядке будут сдавать математику; остальные предметы - по желанию. ЕГЭ будет проходить в форме и по процедуре централизованного тестирования. Бланки ответов, применяемые при проведении ЕГЭ, аналогичны бланкам ответов ЦТ.

Время проведения ЕГЭ - май-июнь 2003 года - совпадает с временем проведения выпускных экзаменов в школах. Это новая, не совсем привычная для учащихся школ форма сдачи экзаменов, поэтому так понятны тревоги и волнения, связанные с этим экзаменом, как самих выпускников, так и их родителей.

К сожалению, сегодняшние одиннадцатиклассники к этому не совсем готовы, так как в большинстве школ контроль знаний в форме тестирования не проводился.

Генеральной репетицией для подготовки к сдаче ЕГЭ и других выпускных экзаменов может стать централизованное тестирование. Статистика показывает, что выпускники, прошедшие тестирование, сдают ЕГЭ значительно лучше, чем те, кто не проверил свои силы. Даже учащиеся сельских школ, активно участвовавшие в ЦТ, смогли на ЕГЭ подтвердить отличные и хорошие оценки.

В сегодняшнем номере газеты публикуются правила участия во Всероссийском централизованном тестировании. Хочу лишь дополнить их некоторыми пояснениями.

Любой учащийся имеет право принять участие в обоих видах тестирования: бланочном и компьютерном, что дает ему возможность дважды проверить свои знания и дважды попытаться получить хороший результат (высокий балл). Удивительной особенностью компьютерного тестирования является отсутствие необходимости умения работы на компьютере. Программа тестирования создана таким образом, что проведение каких-либо манипуляций на компьютере сведено к минимуму. Это позволяет абитуриенту полностью сосредоточиться на вопросах теста.

Аудитории КубГТУ оборудованы современной компьютерной техникой и надежной компьютерной сетью, подключенной к глобальной сети Интернет, которая позволяет мгновенно обмениваться информацией с центром тестирования МО РФ.

Каждому абитуриенту предоставляется возможность предварительно ознакомиться с программой тестирования путем прохождения пробного компьютерного тестирования на тренировочной базе университета.

Для успешного прохождения как бланочного, так и компьютерного тестирования рекомендуется предварительно ознакомиться и прорешать тесты предыдущих лет, издаваемые и распространяемые центром тестирования МО РФ в виде сборников по различным предметам.

В 2003 году прием в КубГТУ будет осуществляться как по результатам централизованного тестирования, так и по результатам ЕГЭ. Причем на некоторые специальности прием будет вестись только по результатам ЕГЭ, на другие - как по результатам ЦТ, так и по результатам ЕГЭ.

Если вы выбрали специальность, на которую нужно сдавать вступительные экзамены в форме ЕГЭ, то вам предоставляется возможность:

  • сдать их уже в школе (но обязательно в форме ЕГЭ) и представить полученные баллы в приемную комиссию КубГТУ в июле 2003 года;
  • сдать вступительные экзамены в КубГТУ в июле 2003 года также в форме ЕГЭ, если по какой-то причине вы не смогли участвовать в ЕГЭ в школе;
  • засчитать недостающие экзамены (физику, английский язык, обществознание и географию), которые не сдают в школе в форме ЕГЭ, с результатами централизованного тестирования или сдать их во время вступительных испытаний в КубГТУ в июле 2003 года по форме и процедуре ЦТ.

Результаты ЦТ по математике, химии, русскому языку на специальности, участвующие в эксперименте по ЕГЭ, не засчитываются.

Если выбрали специальность, не включенную в эксперимент по ЕГЭ, то вы сможете:

  • сдать экзамены в школе в форме ЕГЭ по математике, русскому языку, химии и засчитать полученные результаты в качестве вступительных испытаний в КубГТУ;
  • пройти централизованное (компьютерное и бланочное) тестирование по предметам: математика, физика, химия, русский язык, обществознание, английский язык, география - и засчитать полученные результаты в качестве вступительных испытаний в КубГТУ;
  • сдать вступительные экзамены в КубГТУ в июле 2003 года по процедуре ЦТ, если вас не устроят результаты ЕГЭ и ЦТ.

Результаты централизованного тестирования широко используются абитуриентами при поступлении в КубГТУ. В 2002 году более 80% абитуриентов стали студентами первого курса, засчитав результаты централизованного тестирования в качестве вступительных экзаменов по одному, двум или трем предметам.

А.И. ЧЕРНЫХ
Директор филиала центра
тестирования при КубГТУ, доцент

© 1999—2011 ГОУ ВПО «КубГТУ» | vesti@kubstu.ru